Акробатика + рок-н-ролл. Какой вид спорта мечтают сделать олимпийским
Качайся и крутись
Прародителем рок-н-ролла называют афроамериканский танец линди хоп, который зародился в Нью-Йорке около 90 лет назад. Происхождение его названия, по одной из версий, связано с именем американского лётчика Чарльза Линдберга. В мае 1927 года он впервые совершил одиночный трансатлантический перелёт. Именно этому событию люди посвятили танцевальный марафон, длившийся всю ночь. Танцоры, вдохновившись музыкой, высоко прыгали и буквально летали, а наутро газетные заголовки пестрели словами Lindi Hop.
Спустя почти 30 лет появилось понятие rock and roll, что означает «качайся и крутись». 19 марта 1955 года на американских экранах показали фильм о жизни трудных чернокожих подростков «Школьные джунгли». В титрах и середине фильма звучала заводная песня Rock Around the Clock («Рок круглые сутки»), и вся Америка начала танцевать рок-н-ролл.
В 1970-х швейцарец Рене Сагарра объединил рок-н-ролльные движения в единую систему и создал современный спортивный рок-н-ролл, где есть регламенты, классификация, фестивали и жюри. И если обычный рок-н-ролл – это сплошная импровизация, то акробатический – исключительно постановочный танец. В нём простые движения перекликаются с хореографическими и акробатическими элементами. Здесь исполнить танец в одиночку уже не получится: обязательно нужен партнёр. В среднем продолжительность одного выступления – 1,5 минуты.
Доверяй, мечтай, летай
В России об акробатическом рок-н-ролле заговорили в 1980-х, после Олимпиады. Одним из первых, кто стал обучать ему, был Иван Сбитнев.
«В конце 80-х вся молодёжь Москвы и Ленинграда танцевала рок-н-ролл. И мне стало интересно развивать это направление. Я, как и многие в то время, открыл школьный кружок», − рассказал заслуженный тренер России, основоположник акробатического рок-н-ролла в нашей стране Иван Сбитнев.
С появлением Федерации акробатического рок-н-ролла в 1989 году этот вид спорта начал набирать популярность. На сегодня постановочный танец официально признали видом спорта, по нему проводятся официальные соревнования. Однако главная цель федерации и спортсменов – включение его в олимпийские виды спорта.
Иван Сбитнев считается одним из лучших тренеров по спортивному рок-н-ролу. Он воспитал десятки чемпионов Европы и России. Фавориткой, без сомнения, является его жена Ольга, которая 25 лет назад пришла к нему ученицей.
«Я даже не планировала танцевать акробатический рок-н-ролл. На кружок ходила моя подружка, она меня туда и потащила. Мне был 21 год, когда я начала заниматься этим видом спорта – так что никогда не поздно», − призналась она «БелПрессе».
Ольга и Иван долго танцевали вместе, затем поженились. У них родилась дочь Анастасия, которая также уже добилась успехов: стала заслуженным мастером спорта. Последние 16 лет Ольга выступает в паре с Иваном Юдиным. Они пятикратные чемпионы мира по акробатическому рок-н-роллу.
Ольга Сбитнева и Иван Юдин
Фото Натальи Малыхиной
«Достаточно трёх месяцев, чтобы научиться базовым движениям. Это очень доступный вид спорта, − уверена Ольга. − Мы будем танцевать до тех пор, пока нам не исполнится много лет. Очень хочется выйти на сцену с палочкой, отбросить её и показать, на что мы способны, чтобы все сказали: «Вот они дают! Они уже с палочкой ходят, но ещё выступают!»
12 апреля состоится чемпионат России по акробатическому рок-н-роллу. Ольга Сбитнева и Иван Юдин тоже в нём поучаствуют. По словам спортсменов, главный девиз федерации: «Доверяй, мечтай, летай».
Вырастить и натренировать
Акробатическим рок-н-роллом занимаются в 89 регионах России, в Белгороде в том числе. У нас уже больше года работает региональное отделение Всероссийской федерации акробатического рок-н-ролла. В секциях этот вид спорта осваивают дети от шести лет и подростки. Они уже поучаствовали в Кубке России и вошли в финал, заняв 5–7-е места в различных дисциплинах. По словам руководителя реготделения Аллы Булгаковой, чтобы научиться выполнять акробатические трюки, нужно заниматься около четырёх лет.
«На Архиерейской улице у нас зал, где занимается 45 детей. Естественно, нам нужно расширяться, чтобы создавать групповые дисциплины, вырастить и натренировать спортсменов и участвовать в более масштабных соревнованиях», − рассказывает Булгакова.
Алла Булгакова
Фото Натальи Малыхиной
Турниры проводятся по нескольким программам, каждая из которых рассчитана на возрастные и профессиональные группы. От возраста и профессионализма зависит сложность, которая делится на классы. Самым высоким уровнем акробатического рок-н-ролла считается класс с литерой М – это уже серьёзная акробатика, включающая сальто, пируэты и прочие зрелищные трюки. Этот танец парный, однако, помимо парных, есть и групповые постановки – формейшн.
Чтобы сердце было спокойно
В судействе акробатического рок-н-ролла есть критерий, который отличает этот вид спорта от других. В правилах он записан как Heart attack. В понимании судей это звучит приблизительно так: «Чтобы сердце было спокойно», – и означает лёгкость исполнения любого элемента. Судья не должен испытывать никакого страха, глядя на исполняемый акробатический номер. То есть пара должна отработать движения до абсолютного автоматизма, чтобы выступление выглядело легко и уверенно.
«БелПресса» попросила Ольгу Сбитневу и Ивана Юдина исполнить несколько основных элементов.
Первым спортсмены показали задний тодес. Тодес переводится как «мёртвая петля». Партнёрша начинает выполнять элемент лицом к партнёру, тот её подхватывает, и она, проскользив по его спине, возвращается в исходное положение, проныривая между ногами партнёра. Тодес бывает разный: боковой, передний, задний, ползковый, бросковый и полётный.
Второй акробатический элемент – дюлейн. Это двойное вращение в одной плоскости. Девушка вращается по своей оси, одновременно с этим партнёр вращает её вокруг своих плеч.
Следующее – солнышко. Обладая хорошим воображением, в этом элементе действительно можно увидеть солнце. Партнёрша вращается вокруг шеи партнёра в плоскости, параллельной полу.
И в завершении спортсмены показали фус: заход на акробатический элемент, при котором партнёрша упирается стопой в ладонь партнёра, стоящего с согнутыми в коленях ногами. С фуса можно сделать сальто назад. И от правильной постановки этого элемента зависит высота полёта, приземление и лёгкость исполнения.
Видео Натальи Малыхиной
Рекомендовано к прочтению