10 против 15. Работает ли в Белгороде система безналичной оплаты проезда
Давно можно
— У вас карточкой расплатиться можно? – заглядываю в автобус № 17 на остановке «Родина».
— У нас давно можно, – отвечает водитель, демонстрируя терминал.
Сажусь. В салоне на окнах и кабинке водителя – соответствующие объявления: проезд стоит 15 рублей, при оплате банковской картой – 10.
Еду до ул. Щорса. За это время из автобуса вышли 15 человек, из которых трое расплатились карточками.
«Если можно, всегда картой пользуюсь, – говорит пассажирка Анастасия Михайловна. Во‑первых, дешевле, во‑вторых, с мелочью возиться не надо».
Так и есть: вставляешь карту – и никаких тебе «сдачу возьмите». Пин-код вводить не нужно, терминал заточен на автоматическое списание 10 рублей. Чек никто не забирает – висит серпантином.
Обратно еду в автобусе № 15. Тот же вопрос водителю.
— Можно и картой, оплата при выходе!
Терминала в окошке водителя при этом не видно, зато видно объявление: «Карта Maestro через терминал не проходит». У меня как раз Maestro.
— Так вы принимаете карты или нет?
— Принимаем, сказал же! Это только пенсионные не проходят у нас.
Почему – осталось тайной. Протягиваю свою непенсионную. Водитель забирает карточку, проводит с ней манипуляцию где‑то в районе своего кресла, куда пассажирский взор упасть не может, и возвращает обратно. Сбербанк тут же успокаивает эсэмэской: водитель не свой кредит гасил – 10 рублей ушли на счёт «Городского пассажирского транспорта».
Фото Елены Байтингер
— А много людей в день карточкой проезд оплачивают?
— Человек сто.
У водителя автобуса № 7 терминал тоже не очевиден. Прокатиться от «Родины» до «Энергомаша» за 10 рублей – сделано! А вот в троллейбусе № 4, который отвёз меня на проспект Славы, пришлось отсчитывать пятнашку: терминала в нём нет.
Военная тайна
«На данный момент в троллейбусах и автобусах «Городского пассажирского транспорта» установлены 79 терминалов для безналичной оплаты проезда – 40 стационарных и 39 переносных, – сообщили «Белгородским известиям» в городской администрации. – Оплатить проезд через стационарные терминалы можно на маршрутах № 7, 13к, 17 (автобусы), через переносные – на маршрутах № 8 (троллейбусы), 13 и 15 (автобусы)».
А вот и проверим. На «Донце» прыгаю в 13-й. Точно: терминал есть. Только не переносной (они подразумевают кондуктора), а стационарный.
— Много ли пассажиров расплачиваются картой?
— А вам зачем?
— Интересно…
— Военная тайна!
Тайной же для стоящих на остановках пассажиров, видимо, должна оставаться и сама возможность безналичной оплаты: пока не сядешь в автобус, не разберёшь, можно ли в нём расплачиваться банковской картой или нет. В салонах объявления повесили, снаружи – забыли.
Исключение – НефАЗ № 7: на двери небольшие двусторонние стикеры с заветной цифрой 10 рублей. За полдня покатушек это был единственный автобус с опознавательным знаком.
— Вам удобнее стало работать с появлением терминалов?
— А мне без разницы, – заверил водитель.
Фото Елены Байтингер
Подходить заранее
Пересаживаюсь в 13к. Подсчитываю, сколько денег уже сэкономила благодаря системе. И тут же с ними расстаюсь: здесь безнал не работает. Ещё разок на 17-м? На этот раз не очень эргономичный ЛиАЗ – тот самый, с одиночным креслом-троном за водительским сиденьем. У трона – поручень, на поручне – терминал, на терминале объявление: «Не работает».
«Это в салоне не работает, а у меня всё работает! – торжествует водитель. – Заранее нужно только подходить!»
Пассажиры, желающие выйти на остановке «Госуниверситет», настаивали на завершении моей беседы с водителем. Пришлось пересесть в троллейбус № 8.
«Вот терминал, всё работает, а скоро установим такой и в салоне, – рассказывает водитель. – За день примерно 45 пассажиров расплачиваются картой, но бывает по‑разному. Вчера вот 68 насчитал».
Если вы заметили, что терминал не работает, запишите госномер автобуса, номер маршрута, время и дату поездки и обратитесь в отдел организации пассажирских перевозок и маршрутной сети управления транспорта Белгорода по номеру +7 (4722) 23–30–88.
Рекомендовано к прочтению